История Яндекс Такси
Когда самостоятельно преодолеть маршрут из точки «А» в точку «Б» не удается, на помощь приходит такси. Сегодня один из самых популярных агрегаторов в этой сфере — Яндекс Такси, на слуху практически у каждого. Чем же объясняется популярность этого сервиса, и кто его создатель? Разберемся в истории Яндекс такси.
История создания
В 2011 году корпорация Яндекс запустила свой новый, самостоятельный сервис – такси. Изначально он не отличался широкими масштабами – всего 11 таксопарков, которые располагались только на территории Москвы, и не более тысячи водителей.
Идея внедрения услуг перевозок на тот момент принадлежала одному из сооснователей корпорации – ее генеральному директору Аркадию Воложу. Именно его можно считать «родоначальником» Яндекс Такси, однако, наиболее серьезные технологические изменения компания получила под руководством Тиграна Худавердяна.
Но вернемся в 2011 год. Модель, воплощенная Воложем, не отличалась инновационностью: услуги пассажирских перевозок на тот момент стали набирать все большую популярность, поэтому было принято решение воплотить в жизнь классическую модель этого сервиса. Вполне успешная идея стала постепенно масштабироваться: увеличивалось не только число машин и таксопарков, но и география проекта. Агрегатор постепенно захватил Московскую область, новые города и даже ближнее зарубежье.
Дальше компания развивалась непомерно быстрыми темпами:
- Очередной скачок развития произошел в 2015 году, когда было объявлено о слиянии с сервисом «Рос. Такси» — корпорация выкупила его, за счет чего увеличил и масштабы компании, и обеспечил приток новых клиентов.
- Уже в 2016 году сервис начал осваивать рынок корпоративного такси Москвы – было заключено порядка 20 договор с компаниями разных сфер деятельности. К концу года сотрудничество с юридическими лицами было оформлено еще в нескольких городах-миллионниках.
- В 2017 году Яндекс и Uber подписали договор об объединении своих сервисов, тем самым создав консолидированную компанию. Более 59 % новой организации принадлежит Яндексу. Эта сделка стала «сделкой года» по версии Forbs.
- В 2018 год – год освоения далеких территорий. Создан отдельный бренд Yango для работы в Африке, Восточной Европе и на Дальнем Востоке. В этом же году по финансовым отчетам компании, она стала приносить чистую прибыль.
- В 2020 году история компании пополнилась технологическим прорывом – запуском дочернего сервиса Яндекс Go. Помимо классического такси, сервис был дополнен услугами доставки еды из ресторанов и магазинов, каршеринга, мониторинга общественного транспорта и даже заказа грузоперевозок (в том числе междугородних).
- В начале 2021 года была анонсирована информация о покупке сервиса Везет и слиянии двух приложений.
Политика компании: пассажир под защитой
Популярность сервиса объясняется рядом факторов:
- Оперативность подачи машины. Стандартное время ожидания не превышает 5 минут. Это обеспечивается большим количеством единиц транспорта и автопарков.
- Широкий выбор категории транспортного средства (от эконома до бизнеса).
- Возможность оплаты картой – достаточно один раз привязать банковскую карту в мобильном приложении, и необходимость каждый раз вводить данные отпадет.
- Открытая информация о водителе. Пассажир может видеть рейтинг водителя, марку автомобиля, и на основе этих данных сделать свой выбор.
- Простое в использовании мобильное приложение. Заказ машины не составляет никакого труда: достаточно пройти несложную регистрацию, и можно сразу вызывать такси.
- Инновационность. Этот пункт вызывает интерес у всех любителей технических новинок. Мобильное приложение постоянно развивается, появляются все новые и новые фишки. Но и это не все: в 2018 году корпорация начала тестировать беспилотные автомобили. В 2020 году на ее базе даже было создано специальное подразделение, которое занимается созданием и тестированием таких транспортных средств. К 2020 году успешно проведено более 5000 тестовых поездок без водителя.
Но еще одно важное преимущество – это защита своих клиентов. При поступлении любой жалобы на водителя, его аккаунт блокируется до выяснения обстоятельств. В некоторых случаях аккаунт водителя будет заблокирован без возможности восстановления, а значит, в данном сервисе он больше работать не сможет.
Мобильное приложение позволяет оперативно осуществить обратную связь с сотрудниками колл-центра компании и решить все возникающие вопросы. Это можно сделать с помощью звонка на горячую линию или в чате приложения.
Кто же директор?
Многих поклонников сервиса волнует вопрос – кто же он — директор Яндекс Такси?
Как уже было отмечено, официальным создателем и разработчиком сервиса является Аркадий Волож, а по совместительству с ним, его старший сын – Лев Волож. Но в 2014 году руководство перешло в другие руки.
Тигран Оганесович Худавердян (28.12.1981 года рождения) – человек, который стоит за всеми глобальными технологическими изменениями компании. Именно благодаря его заслугам сервис занял более 50% рынка услуг перевозок в России и вышел на международный уровень. Худаверян в корпорации с 2016 года, поэтому его сложно назвать человеком, который пришел «на все готовое» — он причастен ко многим инновационным изменениям, не только в сфере пассажирских перевозок. Именно он приложил руку к созданию платформы Таксометр, которое серьезно облегчило жизнь водителей. С его помощью они получили возможность приема онлайн-заказов и построения оптимального маршрута поездки. После слияния с Uber в 2017 году он занял пост генерального директора. А директором непосредственно отделения пассажирских перевозок стал Даниил Шулейко, ранее замещавший должность операционного директора.
Развитие карьеры Тиграна Оганесовича на этом не остановилось. В 2019 году он стал управляющим группы компаний Яндекс. В апреле 2021 года директор Яндекс Такси вновь сменился. Им стал бывший директор по продукту Григорий Дергачев. А Шулейко возглавил бизнес-группу «e-commerce и ridetech».
Если коснуться юридической стороны вопроса, то владелец Яндекс Такси — это частная компания, которая зарегистрирована в Нидерландах. Форма регистрации — общество с ограниченной ответственностью (ООО). Агрегатор является структурной часть ООО «Яндекс». Головной офис корпорации находится в Москве. Интересно, что посетить его может любой желающий: сотрудники компании, в том числе владелец Яндекс Такси, часто проводят открытые лекции и экскурсии.
Компания Яндекс Такси, история которой насчитывает более 10 лет — одна из самых крупных компаний-агрегаторов такси на российском рынке. Сегодня она занимает лидирующее положение на рынке пассажирских (в том числе корпоративных) перевозок, активно осваивает рынок грузоперевозок, число водителей и таксопарков постоянно увеличивается, а значит – растет ее популярность и востребованность.