Система налогообложения для такси
Бизнес в сфере такси, как и любой другой вид деятельности, требует уплаты налогов. Их размер и порядок расчета будет зависеть от выбранной системы налогообложения. Для услуг по перевозке пассажиров предусмотрено несколько вариантов. Каждый из них имеет свои условия и ограничения.
УСН 6%
Один из вариантов упрощенной системы налогообложения ИП (УСН), который рекомендуется для таксопарков, сдающих автомобили в аренду. Он предусматривает уплату налога по ставке 6% от общего оборота деятельности такси. Причем суммы к уплате рассчитываются ежеквартально на протяжении года по нарастающему принципу. Как это выглядит на практике:
- В 1 квартале доход составил 150 000 руб., тогда налоговые отчисления составят: 150 000 * 0,06 = 9000 руб.
- Во 2-м квартале доход 100 000 руб. С учетом нарастающего принципа налог будет рассчитываться от суммы, заработанной за период от начала года до конца 2-го квартала. То есть (150 000 + 100 000) * 0,06 = 15 000 руб., но за вычетом уплаченных ранее 9000 руб., оплатить во 2-м квартале нужно будет 6000 руб.
Аналогичным образом производятся расчеты для 3-го и 4-го кварталов: сначала рассчитывается налог по ставке 6% от суммы, заработанной от начала года до соответствующего квартала. Затем из этого показателя вычитаются раннее выплаченные налоговые платежи, а остаток будет текущей суммой к оплате.
УСН 15%
Второй вариант упрощенной системы налогообложения. Он оптимально подойдет для таксопарков без своих автомобилей, которые только подключают водителей к Яндекс Такси и другим агрегаторам. Налог уплачивается по ставке 15% от разницы между доходами и расходами.
Например, подключенный водитель совершил поездку стоимостью 100 руб. с комиссией парка 3%. Соответственно, доход составит 3 руб. и налог будет рассчитываться именно с этой суммы, а не с полной стоимости поездки.
УСН 15% будет также подходящим вариантом при достаточно высоких расходах. К числу последних для таксопарков могут относиться:
- аренда офиса;
- коммунальные платежи (за водо- и теплоснабжение, электричество, телефон, интернет);
- заработная плата сотрудников;
- кредитные платежи;
- выплаты водителям;
- затраты на расходные материалы (канцтовары, доставку воды в офис, обслуживание оргтехники и пр.);
- рекламные расходы.
При этом в УСН 15% действует правило минимального налога по ставке 1% от дохода. Оно применяется, если размер налоговых платежей по итогам года составит менее 1% доходов за этот же период (в том числе, когда расходы превышают доходы).
Патентная система
Такси относится к видам деятельности, разрешенных для использования патентной системы налогообложения (ПСН). Но она подойдет только для таксопарков-ИП, имеющих не более 15 сотрудников в штате. Дополнительно устанавливается ограничение по годовому доходу – не более 60 млн. руб.
Стоимость патента будет зависеть от количества машин в автопарке (показатели устанавливаются для каждого региона) и срока действия документа. Последний также влияет на особенности оплаты:
- при сроке действия до 6 месяцев – оплачивается сразу полная сумма;
- при сроке более 6 месяцев – разрешается оплатить треть суммы в первые 90 дней, остаток – до конца периода действия.
Таким образом, ПСН лучше использовать для небольшого таксопарка, который работает с арендованными авто. При наличии машин для такси в собственности эта система становится не очень выгодной, поскольку их количество влияет на стоимость патента.
ПСН также не подойдет для таксопарков без собственных автомобилей, которые только подключают водителей. В этом случае они работают в качестве посредников и сотрудничают с водителями по агентскому договору, а значит, не имеют права применять патент.
ОСНО
Для общей системы налогообложения нет никаких ограничений по количеству автомобилей такси и сотрудников, но она самая сложная и финансово затратная. Она требует обязательного учета всей документации, правильного оформления каждого чека и квитанции, фиксацию каждой выплаты, большое количество отчетов и платежей (НДФЛ, НДС, налог на имущество). Соответственно затраты на ведение бухгалтерии возрастут.
ОСНО следует выбирать только для крупных таксопарков, возможно, с филиалами в разных городах. Для всех остальных лучше рассмотреть упомянутые выше варианты, чтобы уменьшить налоговую нагрузку и упростить отчетность.
Выбирая, какая система налогообложения будет выгодна для ИП или ООО вашего таксопарка, следует взвесить все «за» и «против» с учетом особенностей своего бизнеса. В большинстве случаев оптимальным будет один из вариантов УСН. К тому же в некоторых регионах для нее действуют пониженные ставки. При необходимости ее можно будет сменить на другую схему, но делать это разрешено не чаще одного раза в год.